На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)
Класс ИЗО и декора
25 подписчиковпед. технологии
Формирование ключевых компетенций через вовлечение кружковцев в исследовательскую деятельность
(Педагог дополнительного образования: Ляховская Н.В.)
Двенадцать лет я работаю в сфере образования из них шесть лет – педагогом дополнительного образования. Направление деятельности – изобразительное творчество. Спросите любого школьника младшего и среднего возраста: Какой предмет ты любишь больше всего? И 85% опрошенных оппонентов ответят: труд, рисование и физкультуру.
На первых порах педагогической карьеры такой ответ меня удовлетворял, пока однажды один шестиклассник на уроке не спросил: Да для чего вообще нужно это рисование? Тогда, задумавшись, я кардинально изменила подход к преподаваемой дисциплине, через каждую тему по программному курсу я показывала детям, как полученные на уроке навыки они смогут применить в жизни пусть даже в перспективе выбранная ими профессия не будет напрямую связана с изодеятельностью.
Сейчас, работая в дополнительном образовании, обучая детей в творческом объединении «Класс ИЗО и декора» я, по-прежнему, ставлю перед собой главной задачу не только обучить практическим навыкам каждого ученика, но и через создание утилитарных вещей показать, где, в жизни эти навыки станут наиболее ценными. Формируя тем самым у своих воспитанников ценностно-смысловую компетенцию. Однако современный подход к образованию предполагает наличия у нашего воспитанника сформированного ряда компетенций, а именно:
- ценностно-смысловые;
- учебно-познавательные;
- социокультурные;
- коммуникативные;
- информационные;
- социально-трудовые.
Данные компетенции в своей совокупности обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Возникла необходимость для формирования ключевых компетенций выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.
Из многообразия современных образовательных технологий, я выбрала исследовательскую технологию. И считаю, что данная технология, как ни какая другая, способствует формированию практически всех ключевых компетенций у учащихся. Занятие исследовательской деятельностью с детьми требует от меня дополнительных временных ресурсов от 30 минут до 1,5 часов после занятий. Исследовательской работой дети занимаются в парах. В настоящий момент в творческом объединении ведется исследование по трем темам. Для большей наглядности механизма исследования и формирования в нем ключевых компетенций приведу пример.
В нашем городе, везде всем известного «Музея Победы» не так давно появился памятник – 17 парящих голубей. Но мало кто из старшего поколения, а тем более из детей интересовался «Откуда прилетели эти голуби?» именно так звучит тема исследовательской работы, за которую взялись две моих учениц – пятиклассниц. Для начала вместе мы определили этапы и наметили план исследовательского пути:
- выезд на место памятника, его осмотр и изучение;
- опрос смотрителей «Музея Победы», поиск источников информации о памятнике и его авторе;
- обработка информации, ведение электронного исследовательского дневника;
- составление опросника по выбранной теме, опрос жителей города разных возрастных категорий; анализ опроса;
- встреча с автором памятника;
- изготовление макета памятника в дар музею краеведения библиотеки Дворца творчества детей и молодежи;
- оформление исследовательской работы;
- подготовка выступления по теме исследования на муниципальной НПК «Ангарск родной, ты дом наш и судьба»;
- выступление в творческом объединении по теме исследования.
Интересные факты:
При опросе строителей музея дети услышали две разные версии об авторе памятника и получили ценный урок: чтобы получить достоверные факты необходимо изучить несколько источников информации.
В библиотеки «Музея Победы» выяснилось, что кроме пары газетных статей, в которых ничего не говорится о том, почему на памятнике именно голуби, других источников пока не существует. Таким образом, дети выполняют социально значимую для города работу, вписывая историю возникновения памятника в историю родного города. И этим проектом уже заинтересовались детски библиотеки города, попросив детей преподнести в дар результаты исследования.
Когда мы пришли к этапу опроса жителей города девочки заволновались, ведь им предстояло опросить жителей разных возрастных категорий. Для этого нам пришлось потренироваться на своих товарищах по творческому объединению. Девочки учились вступать в диалог. Выстраивать свои вопросы так, чтобы опрашиваемые отвечали на них с желанием. Первоначально стояла задача каждой опросить по 50 человек, но девочки после первого дня опроса обратились ко мне с вопросом: А можно ли им опросить больше 100 человек?
Вопросы, которые они задают:
- Знаете ли вы, в какой части города расположен памятник, посвященный 60-летию со дня победы в Великой отечественной войне?
- Кто изображен на памятнике?
- Знаете ли вы кто автор этого памятника?
- А хотите узнать кто автор и почему на памятнике голуби?
При составлении электронного исследовательского дневника выяснилось, что обе девочки не в достаточной мере владеют текстовым редактором Word, поэтому вместе с исследовательской работой мы занялись изучением этой программы.
Девочки лишь на половине пути намеченного плана исследовательской работы, но уже сейчас горят желанием продолжить исследовательскую деятельность по завершению этого проекта.
Подведем итоги:
Научно-исследовательская работа позволяет моим ученикам испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов-дарований. Мое дело – создать и поддерживать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельность – мощное средство, позволяющее вести новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования.